Наши преимущества

10 лет на рынке услуг

Выбираем ушами. Практическая оценка мониторной системы



Студийные мониторы, как и любая акустическая система, имеют своё уникальное положение в цепи аудио сигнала. Все что они воспроизводят, а если точнее все то, что воспринимает человек на слух, состоит из большого числа переменных характеристик и элементов звукового тракта. Акустические особенности помещения, физические размеры, форма, материалы, из которых сделан громкоговоритель, также оказывают значительное влияние на восприятие источника звука. Акустические системы – это один из самых важных компонентов  в студийном мониторинге, и, как правило, самый дорогой. Практический анализ звучания всегда лучше, чем выбор громкоговорителей на основе отдельных функций, таких как тип конструкции, количество и размер излучателей или тип усилителя. Все эти технические характеристики действительно влияют на производительность, и зачастую становятся субъектами чрезмерного внимания при выборе.

При объективной оценке звучания используются основные существующие показатели, которые можно получить в результате измерений - неравномерность АЧХ, осевые и внеосевые показатели, гармонические искажения в рабочей полосе частот, спектральный анализ контрольных частотах. Субъективная оценка или как говорят профессионалы "критическое прослушивание" - это ценный и в тоже время мощный инструмент при выборе мониторной акустики для студии. Тем не менее, важно, чтобы любая оценка и сравнение было справедливым и последовательным. Вариации между условиями прослушивания рассматриваемых систем должны быть сведены к минимуму. Давайте рассмотрим несколько аспектов субъективного тестирования акустических мониторных систем.
 
Слепое прослушивание

Данный метод  позволяет сконцентрировать все внимание непосредственно на звучании. Идея заключается в том, что слушатель не видит, какие мониторы он слушает и, следовательно, не может выносить суждения, основанные на наблюдении (производитель, визуальные характеристики), а также тестах предыдущих громкоговорителей. Как правило, слепые испытания проводят с использованием экрана из акустически прозрачной ткани между слушателем и акустическими системами. Развитием данной идеи является "двойное слепое тестирование" – обязательное условие методики AES20, когда помимо заинтересованного слушателя в тестировании принимает участие эксперт, досконально разбирающиеся во всех нюансах и технических характеристиках.
 
AES20

AES20 (Audio Engineering Society) – это стандарт,  специально разработанный для субъективной оценки акустических систем, описывающий полный комплекс мер - процедуру слепого прослушивания, систему подсчета очков, и набор критериев для сравнения громкоговорителей. Критерии оценки звучания разбиты на 7 различных категорий и в общей сложности 29 различных тестов, каждый из которых помогают слушателю сфокусировать внимание на конкретном аспекте работы акустической системы (спектральная однородность, картина звучания, локализация источников, передача атмосферы, искажения и динамика, усталость от прослушивания, надежность).

В качестве носителей могут выступать только аудио записи в цифровом формате.  Сравнение звучания студийных мониторов с использованием разных тестовых композиций недопустимо. Длительность отрывков тестовых композиций должна быть не менее 10 секунд с интервалом переключения не более 5 секунд, и обязательным последующим переключением на оригинал и обратно. Чем больше промежуток, тем менее адекватными становятся результаты ввиду отсутствия у человека долговременной слуховой памяти. При значительном промежутке прошедшего времени остаются лишь эмоциональные воспоминания, без возможности восстановления деталей звучания.

В результате итоговая оценка складывается из следующих критериев:
 
- качество звучания в абсолютной категории;
- качество звучания в своем классе;
- соотношение цены и качества звучания.

Акустика и помещение
 
"Плохое" помещение может серьезно подорвать производительность громкоговорителей и, таким образом, оказать значительное влияние на принятие окончательного решения. Многие ошибочно полагают, что обилие звукопоглощающих материалов может исправить данную ситуацию, скорее наоборот – акустический поролон и диффузные панели часто работают на нейтрализацию определенных частотных полос. Только в правильной комбинации они могут помочь предотвратить когерентные отражения от «смешения» поле реверберации.
 
Позиционирование мониторов
 
Акустические системы должны находится  по крайней мере в метре от отражающих поверхностей, таких как стены, столы, и т.д. Однако следует помнить, что у некоторых производителей существуют свои рекомендации для конкретных моделей. Всегда читаем мануал! Если установить мониторы симметрично в симметричной комнате, обязательно возникнет проблема "когерентной интерференции", которая вызовет нотч-фильтрацию и другие нежелательные эффекты. Избегайте «согласованности» между положением громкоговорителей и геометрией помещения. Для оптимального позиционирования стерео, образуйте равносторонний треугольник между левым и правым монитором, и точкой прослушивания.
 
Стойка

Хорошая стойка для монитора – это тяжелая стойка! Данная стратегия заключается в снижении сторонних резонансных частот звукового спектра. Хотя следует помнить, что эффективность этих устройств на различных поверхностях переменная.
 
Правильная высота
 
Важный момент.  Центр акустики (обычно между НЧ и ВЧ динамиком в двухполосных системах) должен быть на уровне или немного выше ушей человека относительно оси прослушивания.
 
DSP и частотная коррекция
 
Многие активные мониторы сегодня комплектуются сигнальными процессорами для точной настройки звучания под акустику помещения и частотной коррекции. Обращайте внимание на данный параметр!
 
2015-11-09 Все статьи