Отзывы:
Le Maitre MVS SMART

Le Maitre намеренно не указывает какой объём тумана за промежуток времени способны производить их хейзеры, так как считают некорректным оценивать производительность прибора по этой характеристике. Изв..

JBL LSR305

Очень достойные мониторы, хорошая середина, достаточно глубокий низ. Себе взял под электронную музыку, очень доволен, спасибо ребятам!..

Peecker Sound PSUT 3.2

Долго выбирал комплект звука для ресторана, перечитал очень много информации, взвешивал все за и против, в конце концов прислушался к мнению ребят из Арт-Комплекс и заказал Peecker..... Все сомнения ..


Наши преимущества

Как выбрать студийный микрофон


Мы часто сталкиваемся с вопросом, какой микрофон является лучшим в той или иной ценовой категории, но в действительности очень трудно остановить свой выбор на конкретной модели, особенно, когда дело касается записи вокала. Существует множество факторов, таких как акустика помещения, диаграмма направленности, позиционирование относительно источника звука, которые существенно влияют на конечный результат записи. В этой статье мы детально рассмотрим технические аспекты использования микрофонов в студии и основные критерии их правильного выбора. Но для начала, небольшое введение …
 
Человеческое ухо и окружающая среда
 
Безусловно, идеальный микрофон будет улавливать звуки в точности так же, как человеческое ухо. Но все ли должным образом разработанные микрофоны будут звучать идентично? Справедливый вопрос. В действительности, механизм человеческого слуха в включает в себя много психоакустических фильтраций и обработок. Так, например, когда мы слышим изменение в частотном спектре звука из-за изменения его позиции по отношению к нашим ушам, мы всего лишь воспринимаем изменение позиции, а не изменение тональности. Слуховая система человека использует небольшую задержку между сигналами, поступающими в два уха, чтобы определить направление.
 
Если вы имеете хорошо звучащую комнату в своем распоряжении, то можете получить естественное звучание захватив вместе с исходным сигналом его отражения, используя микрофон с точным внеосевым откликом. Это связанно с тем, что слуховой аппарат человека способен игнорировать или блокировать (в определенной степени) такие факторы как акустика помещения, срез частотного спектра или задержку между ушами, вызванную направлением источника звука, в то время как микрофон просто включает все, что слышит в электрический сигнал. В этом отношении, восприятие микрофона существенно отличается от человеческого уха - наружный ушной канал накладывает угловую спектральную фильтрацию, чтобы позволить нам определить направление, в то время как микрофон имеет гораздо более упрощенную "диаграмму направленности", что является одной функций физической конструкции капсюля.
 
Всенаправленные микрофоны улавливают звучание довольно равномерно во всех направлениях, в то время, как так называемые кардиоидные (однонаправленные) модели имеют определенный угол точного воспроизведения (как правило, уже для высоких частот, чем для низких). Это может показаться неуместным, если источник звука находится непосредственно перед микрофоном (например, запись вокала в студии), но на самом деле данное суждение справедливо, только если вы записываете звук в такой в среде, где нет каких-либо отражающих поверхностей. В противном случае звук отражается обратно в микрофон под всеми возможными углами, и окрашивается внеосевыми характеристиками микрофона. На практике, даже студии с хорошим демпфированием отражают некоторые звуки. В любом случае, было бы нежелательно, осуществлять запись в совершенно "безэховом" помещении, так как звук будет неестественно сухим.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что существует два основных возможных подхода при записи микрофоном голоса или инструментов:

-акустическое пространство, естественно дополняющее звучание и микрофон с достаточно точным внеосевым откликом;
- сделать так, чтобы микрофон улавливал небольшую чать отраженных звуков.

Изменение расстояние между микрофоном и источником позволяет балансировать количество прямых и отраженных улавливаемых звуков. Большие помещения с длительной, объемной реверберацией, как правило, актуальны для хоровых или оркестровых записей, в отличие от музыкальной поп продукции, хотя запись барабанов в живой комнате с целью получения характерного звучания, по-прежнему популярна.

Второй подход является наиболее распространенным в небольших студиях и обычно основывается на использовании кардиоидного микрофона достаточно близко к источнику звука, с акустическим экраном и звукопоглощающими панелями на стенах для минимизации отражений. Известны случаи, когда музыканты тратят много денег на именитый конденсаторный микрофон и дорогой предусилитель, но получают в конечном итоге закрытое "коробочное" звучание. Как правило, исправить данную проблему можно только улучшив акустику помещения. Домашние вокальные кабины худшие виновники в этом отношении, так как они зачастую имеют недостаточную абсорбцию на  средних и низких частотах.

Студийные микрофоны. Характер звучания
 
Профессиональные студии звукозаписи оснащаются конденсаторными микрофонами, потому что их движущийся элемент (диафрагма) намного легче, чем у динамических микрофонов, что позволяет обрабатывать высокие частоты с большей точностью. Тем не менее, четкий среднечастотный отклик динамических микрофонов (используются в основном для подзвучки/записи барабанов и гитарных усилителей мощности), иногда устраивает конкретного вокалиста больше, чем конденсаторный микрофон. Этот факт  в очередной раз доказывает, что правильный выбор студийного микрофона скорее искусство, чем наука.

В наши дни, только то, что микрофон стоит недорого, совершенно не значит, что с его помощью нельзя сделать качественную запись. Студийные микрофоны сегодня доступны по цене от 100 долларов. Проблема в том, что большинство из них отличаются друг от друга звучанием, не в последнюю очередь из-за изменения высокочастотного отклика, с целью получения эффекта "присутствия". Усиление АЧХ в верхнем среднем диапазоне может помочь некоторым певцам сделать звучание более ясным и открытым. В то время как вокалист с мощным агрессивным голосом получит много  шипения и резонансов. Существуют студийные микрофоны с так называемым "теплым" звучанием, которые хорошо передают низкие и немного поднимают высокие частоты. Эти микрофоны великолепно подходят для вокалистов с грубым голосом. Знание частотных характеристик микрофона поможет определить, в какой конкретно ситуации вы можете его использовать максимально эффективно.
 
Выбор диаграммы направленности
 
При выборе студийного микрофона в первую очередь следует обратить внимание на его диаграмму направленности. Студийные микрофоны с кардиоидной характеристикой капсюля обеспечивают высокую чувствительность спереди и отсечку звука сзади, что минимизирует нежелательные отражения. Они более устойчивы к обратной связи, чем всенаправленные микрофоны. С другой стороны всенаправленные микрофоны звучат более открыто и естественно. Всенаправленный микрофон можно также эффективно использовать для записи вокала в небольшой комнате с хорошим демпфированием. Эффект "близости" представляет собой усиление низких частот и является главным недостатком микрофонов с суперкардиоидной характеристикой и диаграммой направленности типа "восьмерка". Сегодня многие студийные микрофоны имеют встроенные обрезные фильтры для компенсации этого негативного эффекта. Существуют также универсальные модели с возможностью переключения частотной характеристики. Эти микрофоны весьма популярны и часто используются для одновременной записи вокала и гитары.

Зал Cлавы Микрофонов
 
История звукозаписи насчитывает уже более 100 лет. За это время многие микрофоны пережили испытание временем и обрели свое уникальное классическое звучание, узнаваемое во всем мире. Конструкция и общий конструктивный дизайн этих микрофонов сегодня становятся предметом плагиата.

AKG С12. Впервые выпущен в 1953 году. Пользовался большим успехом у профессионалов того времени.

Neumann U87. Появился в 1967 году, и с тех ассоциирует с профессиональными студиями звукозаписи.

Sennheiser MD441. Разработан в 1971 году. Первый микрофон на базе биполярных транзисторов.
 
Фантомное питание
 
Все конденсаторные микрофоны нуждаются в фантомном питании для работы встроенного предусилителя и поляризации капсюля. Фантомное питание предполагает отправку 48 вольт напряжения по балансному кабелю от входа микшерного пульта или предусилителя к микрофону (как правило, все современные студийные микрофоны оснащены балансным входным разъемом XLR).  Использование несимметричных кабелей с фантомным питанием может привести к повреждению динамических микрофонов. Если микрофонный кабель распаян симметрично, то наличие или отсутствие фантомного питания никакого влияния ни на сигнал, ни на микрофон не оказывает (на то и название ему - фантом, то есть призрак).

Размер имеет значение
 
Вы никогда не задумывались, в чем разница между микрофонами с малой диафрагмой и микрофонами с большой диафрагмой? Модели с большой диафрагмой намного тише и немного приукрашивают звучание, в то время как микрофоны с малой диафрагмой имеют лучший внеосевой отклик и отличаются более естественным звучанием. Микрофоны с большой диафрагмой идеально подходят для записи вокала, с малой – для записи инструментов, когда необходимо добиться максимально точной звукопередачи. Тем не менее, оба типа микрофонов могут использоваться в разных ситуациях.
 
Правильные микрофоны для наиболее популярных приложений

Вокал

Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой являются наиболее распространенным выбором при записи вокала. Кардиоидная характеристика позволяет исключить нежелательные акустические отражения в помещении. Встроенный обрезной фильтр низких частот является преимуществом. Обязательно необходимо использовать поп-фильтр.

Акустическая гитара

Конденсаторный микрофон с малой диафрагмой. Если позволяет помещение - всенаправленный микрофон. Он обеспечит более естественное звучание и менее критичен к позиционированию. Конденсаторный микрофон с большой диафрагмой также может использоваться для записи акустической гитары в тех стилях, где нет необходимости выделять высокие частоты.

Ударные (оверхеды)

Конденсаторный микрофон с малой диафрагмой. Некоторые звукорежиссеры использую ленточные микрофоны, обеспечивающие гладкий высокочастотный отклик и менее абразивное звучание тарелок.

Ударные (томы, рабочий)

Используются динамические микрофоны с кардиоидной диаграммой направленности. Могут обрабатывать высокие уровни звукового давления без искажений и обеспечивают превосходную изоляцию источника. Физическая форма и размер микрофонов очень важны.

Ударные (бочка)

Зачастую используется сочетание динамических и конденсаторных микрофонов. Звуковое давление внутри бочки весьма значительное, поэтому микрофон не только должен без проблем справляться с высоким SPL, но  и хорошо передавать низкие частоты.

Электрогитары и бас

Подходят любые микрофоны. Все зависит от того, какое звучание необходимо получить. Исходя из жизненного опыта, при записи электрогитары и баса более важным является позиционирование микрофона относительно кабинета, нежели его модель.

Духовые инструменты

Если вам нравится близкое "закрытое" звучание саксофона или трубы, то вам однозначно нужен динамический микрофон с большим динамическим запасом, так как духовые инструменты генерируют огромный SPL (135 дБ и выше). В другой ситуации можно использовать конденсаторные всенаправленные микрофоны.

Перкуссия

Используются конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой, обеспечивающие превосходную детализацию звучания.  
 
Позиционирование микрофона
 
Чем ближе микрофон к источнику, тем лучше отношение прямого и отраженного звука. Этот метод обычно применяется в студии, где отражения - злейшие враги. В случае с вокалом, микрофон с кардиоидной характеристикой должен находиться не ближе чем 10 см от исполнителя, так как увеличится воздействие нежелательных низких частот. Также нужно оставить несколько сантиметров для поп-фильтра. В случае с инструментами - задача намного сложнее, так как большинство из них воспроизводят звук всей поверхностью, а не из одной точки. Если расположить микрофон слишком близко, можно потерять часть полезного звучания. При записи акустических струнных инструментов существует негласное правило – микрофон должен находиться на расстоянии равном той части инструмента, из которого наиболее интенсивно извлекается звук. Это же правило применимо к ударным тарелкам. При записи концертного рояля микрофоны (обычно два) располагают под крышкой инструмента на расстоянии 50 – 100 сантиметров от струн, в зависимости от того, какой эффект нужно получить.
 
Выводы
 
В отличие от программного обеспечения и другого студийного оборудования, микрофоны не выходят из моды и морально не стареют, что при правильном обслуживании позволяет использовать их на протяжении многих лет. Слишком часто мы думаем, что дорогой студийный микрофон является синонимом качества, хотя на практике даже бюджетная модель может показать превосходные результаты, если уделить особое внимание акустике помещения.
 
2016-01-14 Все статьи