Наши преимущества

Как выбрать аудио интерфейс для записи



Сегодня на рынке имеется множество аудио интерфейсов для записи, которые, как и любое профессиональное звуковое оборудование отличаются разнообразием функциональных особенностей и ценой, что порой мешает остановить свой выбор на каком-то конкретном устройстве. Давайте же попробуем разобраться в основных характеристиках этих незаменимых студийных помощников.

Немного истории

20 лет назад практически все аудиокарты не поддерживали технологию Plug and Play, вследствие чего пользователям приходилось вручную настраивать I/O, DMA и IRQ  адреса, чтобы исключить возникновение аппаратных конфликтов между устройствами, установленными на материнской плате персонального компьютера. Но с развитием технологии Plug and Play, устанавливать PCI аудиокарты стало значительно легче, а для владельцев ноутбуков отличным решением стали компактные PCMCIA карты. И все же некоторые неудобства остались – для установки аудиокарты приходилось выключать питание, снимать защитную крышку компьютера и искать свободные слоты расширения.

Простой доступ 
 
Производители периферийных устройств задались целью создать совершенно новый интерфейс, который бы позволил осуществлять «горячее» подключение к ПК, не снимая крышки и не выключая питание, Так появился USB интерфейс (универсальная последовательная шина), первая версия которого поддерживала передачу данных со скоростью 12 Мбит/секунду и работала не совсем корректно. В дальнейшем все недостатки версии USB 1.1 были исправлены. Вскоре после этого появился интерфейс Firewire - более гибкий стандарт передачи данных с полосой пропускания до 400 Мбит/секунду и возможностью подключения внешних устройств. Сегодня под Firewire понимают стандарт IEEE1394b – это последовательная высокоскоростная шина для обмена цифровой информацией между компьютером и другими цифровыми устройствами с полосой пропускания до 800 Мбит/секунду.

Многие музыканты приходят в замешательство при выборе аудио интерфейса, но в этом нет ничего удивительного. Необходимо определиться с количеством входов/выходов, выбрать стандарт передачи данных, а также учесть множество других технических характеристик.

Аналоговые входы и выходы
 
Во первую очередь, нужно определиться, в каких целях будет использоваться аудио интерфейс. Очень важно подобрать количество аналоговых входов и выходов для того, чтобы в скором времени не пришлось приобретать более дорогое и функциональное звуковое оборудование. В то же время, нет смысла переплачивать за лишние разъемы, которые не будут использоваться вообще.
Аналоговые выходы аудио интерфейса предназначены для воспроизведения аудио материала. Дополнительные выходы нужны для посыла сигнала на мониторы. При использовании внешних приборов обработки стерео входы/выходы выступают в качестве посылов/возвратов. Для начинающих музыкантов подойдет аудио интерфейс с небольшим количеством входов/выходов, с поддержкой совместимости нескольких устройств. Некоторые модели таких производителей как M-Audio, T.C. Electrоnic, Lexicon поддерживают совместимость до 4 аудио интерфейсов, что позволяет при необходимости увеличить количество входов и выходов.

Цифровые входы и выходы
 
Для подключения внешних цифровых устройств нужен аудио интерфейс, оснащенный цифровым входом/выходом. Передача цифровых данных имеет два больших преимущества перед аналоговой передачей данных:

- передача цифровых данных с одного устройства на другое происходит в виде последовательности единиц и нулей, вследствие чего информация, поступившая на второе устройство, является абсолютно идентичной переданной, без каких-либо шумов и помех, вызванных цифро-аналоговым преобразованием;
- нет необходимости настраивать уровень громкости на одном устройстве и уровень чувствительности на втором в целях устранения клипов.

S/PDIF (Sony/Philips Digital InterFace) - интерфейс формата передачи аудио, который поддерживает передачу цифровых аудио сигналов от одного устройства к другому без процедуры преобразования в аналоговый сигнал, что позволяет избежать ухудшения качества звука. Первоначально применялся в CD-плеерах (и DVD-плеерах, проигрывающих компакт-диски), а затем стал общим способом соединения и передачи звука в других аудио компонентах.
ADAT (Alesis Digital Audio Tape) - стандарт передачи восьмиканального цифрового звука между устройствами по оптическому кабелю с разъёмами TosLink. ADAT входы/выходы могут переключаться в режим совместимости со стандартом S/PDIF для передачи стерео сигнала. Многие музыканты не видят смысла в цифровых разъемах ADAT, если нет внешнего ADAT рекордера. Если в перспективе планируется увеличение количества каналов до 8 и более входов и выходов, то можно купить внешние АЦ/ЦА преобразователи и подключить их с помощью ADAT порта.
MIDI (Musical Instrument Digital Interface) – цифровой интерфейс музыкальных инструментов, который позволяет кодировать в цифру такие данные как нажатие клавиш, настройку громкости и других акустических параметров, выбор тембра, темпа, тональности и др., с точной привязкой во времени. Наличие MIDI портов увеличивает цену аудио интерфейса, но гарантирует управление аудио и MIDI сигналами одним набором драйверов, что минимизирует возможность возникновения конфликта оборудования.

Стандарты передачи данных
 
После определения количества и комбинации входов/выходов, необходимо выбрать стандарт передачи данных, наилучшим образом подходящий для решения поставленных задач.
Существует 5 основных стандартов: PCI, PCMCIA, USB 2.0, Firewire 400 и Firewire 800. PCI аудиокарты – это наиболее распространенное и проверенное решение для персональных компьютеров. К тому же между PCI картами практически исключены внутренние конфликты. Аудиокарты PCMCIA являются оптимальным вариантом для ноутбуков с их поддержкой. Преимуществом USB/Firewire аудио интерфейсов являются мобильность и возможность «горячего» подключения/отключения. Однако «горячее» подключение/отключение Firewire устройств не рекомендуется, так как возможно повреждение коммутационных портов на периферийном устройстве или на компьютере. Одновременное использование двух и более USB/Firewire аудио интерфейсов чревато возникновением проблем с назначением драйверов в звуковом редакторе или секвенсоре. Если пользователь все же останавливает свой выбор на USB/Firewire аудио интерфейсах, то он неизбежно сталкивается со слухами и фактами, которые окончательно вводят его в заблуждение. Некоторые считают, что стандарт USB абсолютно не подходит для передачи аудио и MIDI сигналов. Это связанно с тем, что в самом начале развития данная технология действительно имела некоторые технические недостатки. Но с появлением версий USB 2.0 и USB 3.0 можно с уверенностью сказать, что теперь передача данных осуществляется чрезвычайно точно. Стандарты USB и Firewire основательно закрепились на рынке аудио интерфейсов, так как многие производители звукового оборудования внедрили их поддержку в свою продукцию.

Шумы
 
Причины возникновения шумов могут быть совершенно различными - рассогласованные линии передачи сигнала, недостаточная разрядность АЦП, тепловой шум в компонентах системы, различные резонансные явления. Самыми важными техническими характеристиками любого аудио интерфейса являются динамический диапазон и соотношение сигнал/шум.
Соотношение сигнал/шум - это безразмерная величина, равная отношению мощности полезного сигнала к мощности шума. Для профессиональных аудио интерфейсов характерным считается значение ~ 100-114 дБ. Данное понятие сравнивает максимальный уровень сигнала, который можно подать на аудио вход интерфейса с уровнем фонового шума, при отсутствии сигнала. Однако некоторые производители искусственно увеличивают соотношение сигнал/шум, автоматически заглушая выходной сигнал, если на аудио вход ничего не подается.
Динамический диапазон измеряет уровень шума при входном сигнале низкого уровня, что не позволяет электронным схемам аудио интерфейса заглушать канал. Именно поэтому динамический диапазон является более точной характеристикой.

Итак, всегда есть смысл выбирать звуковое оборудование с наименьшим уровнем шума, но на практике большинство людей на слух не  смогут отличить, чем отличаются два аудио интерфейса с динамическим диапазоном 110 дБ и 120 дБ. Чаще всего высокий уровень шумов на записи вызван не качеством аудио интерфейса, а совершенно другими факторами.

Частота дискретизации
 
Сегодня большинство аудио интерфейсов поддерживают частоту дискретизации 96 кГц. Но на различных форумах ведутся споры о том, стоит ли переходить с частоты 44.1 кГц на 48, 88.2 или 96 кГц. Многие музыканты придерживаются комбинации 24 бит/44.1 кГц, потому как виртуальные инструменты работают с семплами 44.1 кГц. Некоторые не видят никакого смысла в увеличении частоты дискретизации, так как окончательным носителем аудио информации все равно будет аудио диск 16 бит/44.1 кГц. Но, даже используя виртуальные инструменты, нельзя не заметить более аккуратную компрессию и четкое ограничение пиков при высокой частоте дискретизации.
Для записи живой или акустической музыки профессиональные звукоинженеры используют режим 24 бит/96 кГц, что, несомненно, имеет смысл, если конечным носителем аудио является DVD релиз с частотой дискретизации 48 - 96 кГц, в зависимости от количества каналов. Высокая частота дискретизации обеспечивает отличное качество записи на высоких частотах (20 кГц и выше), детализированное звучания инструментов и их пространственную локализацию. Но нельзя забывать о том, что качество звука определяется самым слабым звеном в цепи, следовательно, если все остальное звуковое оборудование, которое участвует в записи, не высшего класса, то увеличение частоты дискретизации абсолютно ничего не даст.

И наконец, при выборе частоты дискретизации 192 кГц все плагины и программные синтезаторы будут использовать намного больше ресурсов компьютера и в разы уменьшать возможное время записи.

Выводы
 
Сколько бы мы не искали, универсального аудио интерфейса для записи не существует. Каждый музыкант должен выбирать звуковое оборудование исходя из собственных потребностей. План действий следующий:
 
- определить максимально необходимое количество входов/выходов.
- выбрать формат передачи данных, который больше всего подходит.
- выбрать несколько   аудио интерфейсов, удовлетворяющих всем техническим требованиям (как правило, 3 или 4 модели).
- подробно изучить спецификации всех аудио интерфейсов, узнать мнение профессионалов, прочитать отзывы или посмотреть видео обзоры.
- окончательно убедиться, что выбранный аудио интерфейс совместим с Вашим компьютером.
 
2014-06-30 Все статьи